ПРОФСТАНДАРТЫ

Отправлено 1 июн. 2020 г., 23:35 пользователем БВ Гонгорова

Введение профстандартов

Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2020 года. «Профессиональные стандарты» вводятся в России для целого ряда профессий и специальностей в соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года.
Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. 
План по организации применения профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
Апробация профессионального стандарта педагога
В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ. Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер.
Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:
— Уточнение списка стандартов, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
— Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
— Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
— Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству. Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту.
— Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.
Требования профстандарта педагога
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
·Установить чёткие требования к квалификации педагога различных направлений и сфер деятельности.
·Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
·Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
·Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы?
Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.
Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2020 г. )  Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2020 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне.
К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:
·Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
·Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
·Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.
Также воспитатель обязан:
·Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
·Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов — психолога, логопеда и т.п.
·Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
·Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Алгоритм действий дошкольного образовательного учреждения по внедрению профессионального стандарта «Педагог»

  1. Изучить профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее ПСП).
  2. Провести педагогический совет по освещению вопросов о необходимости изучения ПСП.
  3. Издать приказ об организации работы по изучению и подготовке к внедрению ПСП в ДОУ (приложение № 1).
  4. Разработать и утвердить положение «О рабочей творческой группе по организации применения в учреждении профессионального стандарта «Педагог» (приложение № 2).
  5. Разработать и утвердить план подготовки ДОУ по применению ПСП (дорожная карта) (приложение № 3).
  6. Внести изменения в нормативно-правовые акты учреждения:

- должностная инструкция (приложение № 4);

- положение об оплате труда (стимулирующие выплаты) (приложение № 5);

- уведомление об изменении условий трудового договора (приложение №6);

- трудовой договор (приложение №7) или дополнительные соглашения к трудовому договору (приложение №8);

-коллективный договор.

После этапа изучения нормативно-правовой базы и подготовки к внедрению ПСП, руководителем учреждения проводятся следующие организационные мероприятия:

1. Составление перечня ПСП, подлежащих применению в учреждении, который оформляется протоколом заседания творческой группы (Приложение 9);

2. Проведение предварительной работы информирования работников по вопросам применения ПСП в учреждении в виде:

- подготовки презентации, дополнительно при необходимости – раздаточных материалов для информирования работников по вопросам применения ПСП;

- размещения информации о применении ПСП на официальном сайте учреждения в сети «Интернет» и на стенде учреждения;

- формирования информационной папки о применении ПСП.

3. Разработка карт оценки по должностям, профессиям, включенным в ПСП, подлежащие применению в учреждении. В данном пособии предлагаются 3 вида карт оценок, различающихся по принципу составления, форме, доступности, но по содержанию соответствующие требованиям ПСП, на примере должности - воспитатель (Приложение 10).

4. Издание приказа «О проведении оценки соответствия квалификации работников учреждения положениям ПСП» (Приложение 11), информирование работников о применении ПСП на педагогическом совете с выдачей уведомлений о переходе на ПСП (в соответствии со ст. 74 ТК РФ), заседание творческой группы «Об оценке соответствия квалификации работников учреждения положениям профессиональных стандартов» с оформлением протокола (Приложение 12).

5. Составление отчета по результатам оценки (Приложение 13), информирование работников о результатах оценки на педагогическом совете, издание приказа «О результатах анализа оценки соответствия квалификации работников учреждения положениям ПСП» (Приложение 14).

Организационно-методической базой по осуществлению работ по поэтапному внедрению стандарта профессиональной деятельности педагога в ОУ является рабочая группа, созданная локальным актом детского сада. Она выполняет работы, необходимые для организации и проведения мероприятий по общественно-профессиональному обсуждению результатов выполнения Плана (дорожной карты) внедрения, выполняет информационную и методическую поддержку педагогов, осуществляет учет, анализ и обобщение результатов выполнения задач Плана внедрения, координирует деятельность исполнителей проекта.

Comments